Нам часто кажется, что мы знаем близких достаточно хорошо. Настолько хорошо, что готовы доверить им место в компании, которой управляем, ведь свой человек не подведёт! Справедливо уточнить, что нередко такие ожидания вполне оправдываются — и родственник действительно оказывается профессионалом с большой буквы. Но иногда становится очевидно, что по разным причинам расчёт не сработал — и в коллективе теперь балласт. Единой формулы успеха для управленцев тут нет, но ясно одно: нанимая на работу родственника, вы должны понимать, что придётся всё время маневрировать между задачами хорошего менеджера и тонкого психолога. Да, забегая вперёд, можно сказать, что это история о постоянной смене ролей и соответствии им. Для вас и вашего родственника.
Одна из возможных скрытых угроз такого найма — формальное отношение родственников к своим обязанностям. Они горят работой на стадии обсуждения, но как только получат оффер и окажутся в вашем подчинении — искренне удивляются, что от них действительно требуют выполнять реальные задачи. Границы ролей в этом случае размываются: вы всё ещё мама и дочь, к примеру, а не шеф и сотрудник. А разве маму можно нагрузить работой? Для такой категории подчинённых офис — всего лишь продолжение домашнего пространства, где, по их мнению, действуют те же правила общения.
Кстати, уволить члена семьи не всегда так легко. Родство связывает руки: по соображениям совести даже самый жёсткий руководитель может долго не решаться разорвать трудовой договор с родственником, пусть он и слабый кадр. Юридически это право есть, но в сознании обоих существует некий иммунитет.
Предположим, что до разговора об увольнении дело всё же дошло. Но, если такой работник любое замечание по работе воспринимает как личное оскорбление, представьте в какую плоскость выльется предложение об уходе. Конечно, судебную тяжбу за должность с вами он, скорее всего, не затеет, но эмоциональная амплитуда конфликта может отрикошетить и в коллектив, и вовлечь всю вашу семью. Стоит ли говорить, что отношения в ней рискуют быть испорченными? Кроме этого, может пострадать и ваша репутация, как руководителя.
Может показаться, что мы сгущаем краски, но опыт отдельных директоров небольших компаний, которые успели поработать едва ли не с половиной своей семьи, показывает, что основания так считать есть. Некоторые годами строят бизнес друг с другом в такой атмосфере, где любая планёрка превращается в поле для личных претензий. «Железная» договорённость соблюдать субординацию и родственниками быть дома, а на работе — коллегами, испаряется.
Выходит, что на ненужные склоки утекают время и внимание, которые и руководитель, и работник могли бы направить совсем в другое русло. Очевидно, что процессы компании замедляются, качество продукта или услуг падает.
Впрочем, если взглянуть на деловое общение как на обычную коммуникацию между людьми, чем базово оно и остаётся, то станет понятно, что здесь годятся классические правила. Экологично и эффективно делить одну на двоих работу с родственником можно вполне удачно, если вы оба отодвигаете свои привычные роли, осознаёте важность вклада каждого и готовы брать на себя ответственность за свои решения. В случае такой взаимоосознанности дело принесёт не только прибыль, но и общее удовлетворение.
Такой положительный опыт расширяет бизнес-сознание, и семья в контексте предприятия действительно становится цепочкой звеньев, где каждому есть место и дело, где каждый важен. Пожалуй, так и появляется если не образцовый, то всё равно вполне успешный и комфортный для всех его участников семейный бизнес. Слияние ролей неизбежно происходит и в таком случае, ведь дома и на работе у вас примерно один качественно-количественный набор. Но, похоже, в случае с династиями профессионалов каждый просто ставит общее дело чуточку выше личных интересов — и «состав» идёт строго по рельсам, хорошо развивая скорость.
Для тех, кто находится в стадии принятия решения — брать на работу родственника или нет, необходимо задать себе ключевые вопросы, чтобы понять, какой в этом основной мотив. Совершенно логично, если ваш родственник — единственный на всю округу профессионал в пусконаладке каких-нибудь станков, к примеру, нанять именно его. А то, что вы ещё и родня — просто совпадение. Но когда соискателей на эту должность достаточно, не торопитесь с выбором и постарайтесь предусмотреть все возможные трудности от такого сотрудничества, справляться с которыми, как главному, придётся всё же вам.
В том случае, если вами руководят желание спасти, помочь исправить финансовую ситуацию или просто чувство долга, вызванное узами крови, тоже остановитесь и подумайте. Примеры из психологии учат нас тому, что спасательско-жертвенная парадигма отношений — не лучший вариант. Специалисты не советуют брать на себя роль благодетеля: ваших вложений (самых разных, от материальных до душевных) может быть много, а отдача, то есть эффективный труд взамен не гарантирован.
Если вы уже в одной рабочей лодке с тётей, дядей, братом, сватом, мужем или женой, возникает вопрос, что делать, чтобы оставаться адекватным руководителем, поддерживать корпоративный настрой и бонусом не испортить отношения в семье. Психологи советуют всё время помнить об идентичности, в которой вы находитесь на работе или в семье и возвращать себя, в нужную каждый раз, когда чувствуете, что хочется мужу-подчинённому напомнить, что он не только отчёт закрыл плохо, но ещё и посуду после завтрака не помыл.
Сито аргументов в рабочих спорах не должно пропускать те, что вы можете сказать как родственник. В конфликтной ситуации спрашивайте себя: на кого я злюсь сейчас — на сотрудника или родственника? Навык приходящий и непростой — его всё время нужно поддерживать. Но это поможет не скатываться в субъективную оценку на рабочем месте.
Ещё одно табу — на семейные темы с родственниками в офисе. И уж тем более подобным разговорам лучше не долетать до ушей других ваших подчинённых. Само собой, люди понимают, что вы друг другу кем-то приходитесь, но явно рассчитывают на то, что личные вопросы вы оставите «за бортом» и найдёте для них время вне работы. В противном случае они способны вызвать раздражение или, наоборот, нездоровый интерес к вашей жизни, а это уже не про этику и деловую гигиену.
Если вы всё же решили, что родственник будет работать на вас, отнеситесь к нему как к равному другим сотруднику. Вам предстоит соблюдать баланс: не спрашивать с него больше, чем нужно, пользуясь вашей близостью, но и не попустительствовать. Отныне он станет для вас таким же человеком в штате, как и все остальные, а значит, и внутренний кодекс компании будет распространяться на него, без каких-либо исключений. Если придерживаться этой линии с первых дней, шансы на взаимопонимание высоки.
________________________________________
Мы не говорим, что работа с родственником — невыполнимая задача, но она точно «со звездочкой». Прежде чем принять такое решение, составьте чек-лист ваших мотивов и компетенций родственника и пройдитесь по каждому пункту. Оцените перспективу настолько, насколько это возможно, и будьте с собой честны. Представьте, что подписываете контракт с кучей сносок мелким шрифтом, и не пропускайте ни одной. Конечно, успех сотрудничества даже в таком индивидуальном случае всегда будет зависеть не только от работодателя, но и от работника. Но пульт управления — у вас!